ФГОС 3 поколения
Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования".
-
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся.
Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой общеобразовательной организации, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.
Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Научно-методические материалы по введению и обеспечению перехода на обновленные ФГОС
- Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)
- Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова)
- Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)
-
На пути к переходу к обновленным ФГОС
Федеральные нормативно-правовые акты
- Распоряжение Минпросвещения России от 14.01.2021 № Р-16 "Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"
- Программа воспитания для общеобразовательных организаций
- Приказ Минпросвещения России от 30.06.2021 № 396 "О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России "Моя школа"
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
- Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды"
- Письмо Минпросвещения России от 09.11.2021 N ТВ-1968/04 "О направлении методических рекомендаций"
- Письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 N 03-2195 "О направлении материалов"
- Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях
- Воспитание на уроке: методика работы учителя
- Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № А3-113/03 "О направлении методических рекомендаций"
- Приложение 1: Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования
- Приложение 3: Примерный план-график мероприятий введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования субъекта Российской Федерации
- Приложение 4: Критерии готовности системы образования субъекта Российской Федерации к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования
- Приложение 5: Критерии готовности образовательной организации к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования
- Приложение 6: О формировании системы управления процессами по введению обновленных ФГОС в Российской Федерации
-
КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm